Фотограф страстей человеческих
На минувшей неделе всемирно известный американский журнал National Geographic на своей официальной странице в “Инстаграм” опубликовал фотографию кыргызстанки. На фото девушка сидит за стеклом автобуса в ожидании поездки. Вроде бы ничего примечательного, но оторваться невозможно, настолько выразительным, даже пронзительным вышел взгляд героини — будто бы вся серьёзность мира сосредоточилась в этих совсем ещё детских глазах.
Автором фотографии является французский фотограф Уильям Дэниэлс. Он резидент лондонского фотоагентства Panos Pictures, живёт во Франции и Великобритании, по роду деятельности большую часть времени проводит в поездках по всему миру. Девушка в автобусе не единственная снятая в Кыргызстане работа Дэниэлса, она лишь часть проекта под названием «Увядшие тюльпаны». Название выбрано не случайно: фотограф посвятил проект Кыргызстану периода после тюльпановой революции.
Дэниэлс приезжал в Кыргызстан в 2007 году. Снимки его наблюдений составили целый альбом. Кроме девушки в автобусе, фотографа впечатлили остатки архитектуры советских времён, которые он снимал в зимнее время года. Фото припорошенных снегом старых бишкекских многоэтажек National Geographic тоже опубликовал, подписав его «Советская эра строительства в начале зимы».
Ещё один впечатляющий снимок Дэниэлс сделал на угольном месторождении у посёлка Мин-Куш. На фото мужчина одиноко тянет тележку на фоне седых величественных гор, вокруг — почти вселенская пустота как символ опустошения природы человеком. Спустя несколько лет жители именно этого посёлка неоднократно устраивали протесты против угольных компаний, которые вредят экологии в том районе. Пора-зительно, как уже в то время французский фотограф сумел ухватить и передать суть проблемы при помощи одного фото.
Фото девушки в автобусе тоже имеет историю, автор подписал его так: «Кыргызская женщина едет на автобусе в Оше, крупном городе на юге Кыргызстана, который испытал несколько волн этнической напряжённости между кыргызами и узбеками после распада Советского Союза».
Иногда один снимок может рассказать больше, чем тысяча слов. Умение увидеть, предвидеть, почувствовать, поймать то самое мгновение и есть признак большого мастера. Именно этим знамениты авторы, снимающие для National Geographic, именно своим точным, неприкрытым, обнажающим самую суть вещей посылом и прославился этот журнал. Фотограф-документалист, обладатель множества престижных фотопремий Уильям Дэниэлс в мире фотожурналистики известен ещё и тем, что полученные за победу в конкурсах деньги он тратит на поездки в горячие точки планеты — туда, где идёт война, где свирепствует голод или эпидемия, где случилась экологическая катастрофа — туда, где люди нарушили привычный ход вещей и сами же страдают от этого.
Одним из самых значимых проектов Дэниэлса стала серия фотографий, сделанных в Центрально-Африканской Республике. Фотограф отправился в эту страну в самые тёмные дни её современной истории — времена ожесточённых столкновений между религиозными группировками. В 2013 году в ЦАР начался межконфессиональный конфликт между христианами и мусульманами — там люди, одинаково верящие в разного Бога, начали истреблять друг друга. Сотни людей были убиты, около 400 тысяч человек вынуждены были бежать. В течение года Дэниэлс сделал по стране пять поездок на автомобиле, чтобы передать весь масштаб происходящего ужаса и попытаться разобраться в корнях конфликта. Как рассказывал он потом в одном из интервью, те кровавые события практически не освещались в СМИ, и фотограф решил, что опубликованные снимки помогут остановить кровопролитие.
На полученный за фотопроект грант Уильям Дэниэлс отправился в Японию, где фотографировал последствия аварии на атомной станции в префектуре Фукусима. АЭС закрыли в декабре 2013-го, спустя два года после разрушительного землетрясения и цунами, вызвавших непоправимую катастрофу. Дэниэлс сделал целую серию уникальных снимков: фотографировал людей, приходивших забрать свои вещи, оставленные во время эвакуации, полицейских у дорожного заграждения, преграждающего путь в зону отчуждения, опустевшие улицы некогда красивого города, заброшенные фермы, больницы и школы, разбитое гигантскими волнами побережье. Глазами фотографа мир смог увидеть трагедию — и людей, и природы — такой, какая она есть, без прикрас.
35-летний Уильям Дэниэлс — постоянный участник престижнейшей всемирной фотовыставки World Press Photo, его снимки не раз побеждали в разных номинациях. В эти дни выставка как раз проходит в Бишкеке и там действительно есть на что посмотреть. Правда, слабонервным лучше не ходить — фотографии World Press Photo не для удовольствия, многие откровенно тяжелы, эмоциональны, душераздирающи. Потому что за каждым снимком стоит целая история — одного человека, целого народа, всего человечества.
Фото голодающих детей, забитых женщин, спасённых от браконьеров животных, бегущих от смерти беженцев, погибающих во время военных столкновений людей — безумная правда жизни, которую преподносят нам фотографы так, чтобы никто не смог отмахнуться от сотворённого ужаса. Кто-то скажет: «Не этично, некрасиво, так нельзя!» и будет похож на маленького трусливого котёнка, спрятавшего голову под кровать, но оставившего хвост на виду. Молчание и замалчивание — это негласное одобрение зла. О проблемах нужно говорить, их нужно освещать, в этом и состоит истинное призвание журналистики. Фотожурналистика делает это по-своему, безмолвно — показывая миру жёсткие кадры, как бы говоря людям: «Посмотрите на дело ваших рук! Одумайтесь, наконец!»
Вот и фотограф Уильям Дэниэлс о своей работе говорит так: «Я снимаю невидимую сторону драмы, чтобы привлечь внимание аудитории не через жёсткие кадры, а через образы, вызывающие сострадание». В марте прошлого года его вместе с раненой коллегой-фотографом эвакуировали из Сирии, где Дэниэлс снимал военные действия и жизнь беженцев. Материала набралось столько, что фотограф планирует провести уличную выставку в Нью-Йорке и издать книгу.
Фотография кыргызстанки в автобусе тоже станет частью выставки Wilting Point, показ которой состоится 25 января в Париже. Название выставки переводится как «Точка увядания». Увы, но именно такое ощущение вызывает у фотографа то, что происходит сегодня на планете Земля. Есть над чем задуматься…
Евгения МАРТЬЯНОВА.
Фото сделаны У. Дэниэлсом.
Related News
Молодёжь и книги: откровения профессора
Пушкин, Лермонтов, Тургенев — не наше всё? В век цифровизации и современных гаджетов молодые людиRead More
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More